Центр Лана

Искусство ковроткачества – древнейшее из искусств

Искусство ковроткачества – древнейшее из искусств.

Уже более чем два с половиной тысячелетия назад человечество научилось ткать ковры, возведя это уменье в ранг искусства. Именно такой возраст предполагается для найденного в 1949 году плотного ворсового полотна в одном из царских могильных курганов во время раскопок. На нем уже были изображены кони, олени, птицы, но главное не это. Уникальным является тот факт, что это полотно исполнено в точно такой же классической технике ручного плетения, которое используется в наши дни. То есть спустя столетия техника плетения не изменилась! Сейчас это произведение искусства выставлено в Эрмитаже.
Шедевр веков – так можно назвать эту находку. Своими корнями истоки искусства ковроткачества берет на Древнем Востоке. Причем изначально основное назначение ковров было не эстетическое, а скорее практическое. Первыми применять теплые и плотные полотна стали восточные кочевники. В силу своего образа жизни они нашли простое решение проблемы быстрого возведения жилища при помощи ковров. Ковровые стены служили хорошей защитой от песка и ветра. Но человека издревле не устраивал примитивизм. Постепенно ковровые полотна стали не только практичными, но и начали отличаться друг от друга изысканностью, красотой и индивидуальностью.
Ковроткачество как художественное искусство свой расцвет получило в Древней Персии. И до сих пор персидские ковры считаются эталоном. До наших дней сохранилась легенда о «Весеннем ковре». Он был создан в VI веке в ознаменование победы персов над римским войском и установления господства на Аравийском полуострове. «Весенний ковер» был поистине огромным. Он имел длину 122 метра и был шириной 30 метров. Весило такое полотнище несколько тонн. На ковре, расшитом драгоценными камнями и золотыми нитями, был изображен цветущий сад практически в натуральную величину. Персидский царь Хосров I, которому принадлежал «Весенний ковер» любил одиночные прогулки по этому ковру. Но вскоре этот чудо-ковер бесследно исчезает после захвата арабами Персии в 641 году н.э.
Но не только практическое и эстетическое значение имеет ковер на Востоке. Это еще и показатель уровня достатка. Чем качественней ковер и чем больше их в доме – тем больше уровень благосостояния их обладателя.
Орнаменты и узоры ковров Востока – это концентрация культуры народов в одной вещи. В каждом узоре заложен глубокий смысл, скрыты вековые традиции мастеров, их таланты. Элементы орнамента – ювелирная вязь, зубчатые края ромбовидных листьев и цветов, мозаичные узоры – несут в себе много информации. Это и пословицы и целые легенды. И даже пожелания владельцу от мастера. Никогда орнамент не создается случайным образом. В современном искусстве ковроткачества можно встретить различные стили – барокко и рококо, классицизм и модерн.
Европа по достоинству оценила уникальность восточных ковров. С середины XVI века королевские дворы и европейская аристократия вели активную торговлю с Востоком (Персией, Китаем, Индией). Французский король Генрих IV даже вынужден был организовать собственное производство ковров, чтобы остановить подрыв экономики государства, вызванный оттоком из казны денежных средств в значительных размерах. Некоторые монархи, такие как польский король Сигизмунд и французский - Людовик XIV, были ярыми коллекционерами ковров ручного изготовления. А в конце XIX века увлечение коврами ручной работы стало настолько массовым, что за ними убывали целые экспедиции. И остановить это увлечение было невозможно. Впрочем, никто и не пытался.
В чем же секрет такой популярности ковров ручной работы с Востока? Он заключается в гармонии материала и дизайна, удивительного сочетания цветов и орнамента, неповторимых свойств этих произведений искусства. Ткацкое производство ковров на Востоке организовано повсюду – от отдельных ткацких династий до больших мануфактур.

Материалы для ковров ручной работы.

Основным материалом, из которого изготавливаются ковры ручной работы, является овечья шерсть. От природы, имея светлые оттенки, нити овечьей шерсти легко поддаются окраске, чего нельзя сказать о других видах шерсти, например верблюжьей или козьей. Правильный выбор пряжи и ее обработка – это залог качества шерстяной нити. А качество восточных ковров всегда являлось главным показателем. Но и овечья шерсть также неоднородна. Среди овец различаются разные породы, дающие шерсть наилучшего качества. Самой мягкой считается овечья шерсть, состриженная с молодняка 8-12 месяцев отроду. Шерсть взрослых особей более грубая. Рацион питания и окружающая среда также могут оказывать значительное влияние на качество шерсти.
Нередко для облегчения соблюдения симметрии и пропорций ковра используется хлопковая нить. Она не так подвержена деформации и прочнее шерстяной.
Кроме хлопковой нити в изготовлении ковров ручной работы может использоваться шелковая нить. Несмотря на то, что нити, добываемые из кокона шелковичного червя более тонкие, они обладают высокой прочностью. А это значительно облегчает изготовление ковров со сложным и насыщенным рисунком.

Применение красителей для изготовления ковров ручной работы.

Перед покраской нити пряжи подвергаются различным процедурам, например предварительному отбеливанию. Для покраски используются натуральные красители наряду с анилиновыми.
Анилиновые и другие искусственные красители сейчас применяются повсеместно. Но в искусстве ковроткачества до сих пор широко используются технологии натуральной окраски, известные с древнейших времен:
- Красные оттенки наиболее распространены в цветовой гамме восточных ковров. Такой краситель добывается из корней марены.
- Для получения оранжевых цветов краситель из марены разбавляется лимонным соком. Также могут применяться листья сандала и хны.
- Синие оттенки получаются из корней индиго.
- Желтый цвет добывается из дубильного ореха или куркумы. Нежно-желтый можно получить из гранатовой кожуры. Желтый насыщенный – из цветочной пыльцы шафрана. Для шерсти по природе свойственно иметь оттенки бежевых и коричневых цветов.
- Для получения зеленого цвета перемешивается желтый и синий красители.
- Коричневый и черный цвета можно получить из скорлупы грецкого ореха.
А вот искусственные - анилиновые красители появились лишь в начале XIX века. Их появление способствовало значительному расширению цветовой палитры для изготовления ковров. Появилась возможность окрашивать пряжу в те же цвета, но с другими оттенками.

По методу изготовления ковры можно разделить на 3 вида: ворсовые, безворсовые и вяленые. Ворсовые ковры изготавливаются плетением двух видов узлов – персидского (ассиметричного) и турецкого (симметричного). Асимметричный узел способен точнее передавать тонкости узора, поэтому он применим для выполнения изображений людей, животных, растительного орнамента. Симметричный узел передает геометрический орнамент, так как является более прочным.
Есть еще несколько видов узлов. Испанский вяжется на одну нить основы. Другой узел – «джофти» вяжется из четырех нитей. Он не особо прочен и более легок.
Для достижения четкости рисунка на ковре выдерживается продольная и поперечная симметрия. Она легко оценима, стоит лишь взглянуть на изнанку ковра.
Следующий тип ковров – безворсовый. Это килимы и сумахи. В изготовлении они менее сложные, но обладают такой же прочностью, как и ворсовые.
На Востоке ковры изготавливаются как на крупных фабриках, так и в небольших мастерских. Но немало на Востоке и частных мастеров, которые изготавливают ковры ручной работы по технологиям, передающимся из поколения в поколение. Причем мастера проходят полный ЦИК производства – от стрижки овец и обработки шерсти до изготовления красителей и, собственно, самого ковра.

© Центр Лана - электромонтажные работы