Центр Лана

Проектирование домашнего кинотеатра

Сегодня уже не является откровением факт, что монтаж и установка домашнего кинотеатра Hi-Fi и Hi-End классов в неподготовленное в отношении акустики помещение это nonsense, поскольку все преимущества высококачественной аппаратуры сводятся на нет непредсказуемыми искажениями звука. А подключение и настройка домашнего кинотеатра специалистом по акустике (если удастся найти такого экстремала) позволит только найти лучший из худших вариантов восприятия фильма или музыки. Причем ответственность за это будет лежать не на самом акустике и производителях Hi-Fi/Hi-End систем, а на владельце помещения, или, если угодно – строителях, возводящих жилые здания, а не студию или концертный зал. Именно поэтому проектирование домашнего кинотеатра нужно рассматривать не как планирование семейного бюджета, выбор производителя Hi-Fi/Hi-End аппаратуры и комнаты/зала в квартире/доме, а как подготовку помещения по требуемым акустическим характеристикам для конкретного Hi-Fi/Hi-End кинотеатра и собственных предпочтений в восприятии звуковых сигналов по тембру, частоте и мощности.

По сути, выпускаемую по стандарту Hi-Fi аппаратуру, а в большинстве случаев и Hi-End кинотеатры можно рассматривать, как унифицированный источник воспроизведения высококачественных аудио и видео сигналов. Варьируя акустическими характеристиками комнаты/зала можно или ухудшить восприятие их человеком, или если и не улучшить, то сделать его уникальным, характерным только для конкретного помещения. Именно многовариантность возможностей получения тембра, превалирующей частоты воспринимаемого звука, а также времени реверберации и его частотной характеристики, ответственных (упрощенно) за эффект «присутствия» обусловила сегодня появление большого числа аудиофилов. Причем они не делают свои Hi-Fi/Hi-End кинотеатры лучше, а просто избирательно раскрывают возможности аппаратуры, варьируя акустическими характеристиками помещения.

К сожалению, только на этапе проектирования строительства нового дома можно заранее спланировать помещение, идеальное для домашнего кинотеатра Hi-Fi/Hi-End класса по геометрической форме, размерам, звукоизоляции и звукопоглощению. В подавляющем большинстве ситуаций потенциальный владелец Hi-Fi/Hi-End кинотеатра имеет базовую «коробку», на основе которой он должен с помощью акустиков и строителей создать наиболее подходящую по акустическим характеристикам комнату/зал/студию. В целом этот вопрос решается комплексно двумя способами: переформатированием самой комнаты и использованием звукопоглощающих материалов для декоративной отделки помещения.

Переформатирование помещения преследует ряд целей, основными из которых можно считать:

  • устранение рисков возникновения флаттер-эффекта (порхающего эха), возникающего при высокой отражательной способности параллельных поверхностей (стен, потолка и пола) и в случаях, если куполообразный потолок (изогнутая стена) фокусируют звуковые волны первых отражений. Для этих целей используют установку декоративных фальш стен, подвесных потолков, устраняющих параллельность поверхностей, или полуколонн из поглощающих материалов в местах возникновения первых отражений;
  • снижение искажений от стоячих волн (аксиальных, тангенциальных и косых), наиболее эффективно проявляющихся при кратных размерах помещения (длины, высоты, ширины), а также параллельности стен пола и потолка;
  • снижение мощности звуковых волн, выходящих из помещения через стены, пол потолок, а также звукового шума через сопряжения элементов конструкции, коммуникации инженерных систем и т.д.. Прослушивание фильма или музыки не должно мешать другим жильцам квартиры или дома и поэтому вопросы звукоизоляции чрезвычайно актуальны при эксплуатации Hi-Fi/Hi-End кинотеатров, отличающихся мощными звуковыми волнами низких частот. Проблему стараются решить устройством «комнаты в комнате» термосного типа, установкой специальных перегородок с многослойной облицовкой и акустической минеральной ватой в качестве прослойки, созданием «плавающих» полов/потолков и т.д.

Использование звукопоглощающих материалов в отделке помещения с Hi-Fi/Hi-End кинотеатрами прежде всего направлено на:

  • уменьшение/увеличение времени реверберации помещения. Время реверберации, по сути, определяет эффект присутствия человека, формируя восприятие концертного зала, камерной студии, уютного небольшого помещения. При времени реверберации более 50 мс можно получить в помещении эффект эха, характерный для огромных залов, а со снижением этой величины воспринимаемый объем пространства уменьшается. Однако для домашних кинотеатров в отличие от музыкальных центров выбор оптимального времени реверберации осложняется, поскольку при определенных его значениях речь может стать, как глухой неразборчивой, так и звенящей, режущей слух. Поэтому специалисты по акустике находят компромиссные решения времени реверберации, ориентируясь на предпочтения владельца при прослушивании фильмов;
  • фильтрование воспринимаемого звука по частотным характеристикам. Оптимальное соотношение высоких, низких и средних частот для каждого человека субъективное, разное, что, по сути, определяет индивидуальный подход к частотным характеристикам времени реверберации помещения. Здесь проектирование домашнего кинотеатра ведется специалистом по акустике в тесном сотрудничестве с владельцем и членами его семьи. Нередки случаи, когда при преимущественном прослушивании на домашних кинотеатрах музыки помещение акустическим характеристикам «подстраивается» под конкретный стиль музыки и определенный состав инструментов.

Проектирование домашнего кинотеатра в контексте создания оптимального по акустике помещения лучше совместить со строительством или капитальным ремонтом квартиры/дома. Однако не нужно питать иллюзий, что монтаж и установка домашнего кинотеатра в переформатированное, отделанное звукопоглощающими материалами помещение это гарантия прогнозируемого восприятия звука. Добавление после ремонта в комнату мебели, предметов интерьера, размещение большого числа людей и т.д. априори изменят акустические характеристики помещения. Однако в этой ситуации профессиональное подключение и настройка домашнего кинотеатра поможет откорректировать восприятие звука и максимально приблизить его к «идеалу» для каждого конкретного владельца Hi-Fi/Hi-End аппаратуры.

© Центр Лана - электромонтажные работы